Народы уральской семьи языков проживают от Европы до Сибири, и на их генетическое разнообразие в большой степени влияет география. Однако в совместной работе эстонских и российских генетиков удалось найти в уралоязычных популяциях общий генетический компонент, предположительно западносибирской природы. Он говорит о том, что распространение языков уральской семьи по обширной территории было в той или иной степени связано с миграциями населения.
Языки, относящиеся к уральской семье, находятся на третьем месте по распространенности в Северной Евразии (после индоевропейских и тюркских). Как считают лингвисты, языки уральской семьи возникли из единого протоязыка, возрастом от 6000 до 4000 лет, который разделился на две большие ветви — финно-угорских и самодийских языков. Народы, говорящие на языках уральской семьи, расселены по огромной территории — от Балтики до Западной Сибири, от Центральной Европы до полуострова Таймыр. К ним относятся и финны, и эстонцы, и карелы, и венгры, и мордовские эрзя и мокша, и западносибирские ханты и манси, и ненцы, и др. Есть ли у этих, таких разных, народов, общие корни, общая биологическая история? И как распространились эти родственные языки по такой обширной территории? Эти вопросы обращены к генетике.
Ответы на них попытались найти авторы статьи, недавно опубликованной в журнале BMC Genome Biology. Координаторы международного научного коллектива — генетики из Эстонского биоцентра Университета Тарту, работающие в многолетнем сотрудничестве с российскими генетиками из Москвы, Новосибирска, Уфы, Архангельска.
В уральскую семью языков входят несколько групп с определенной географической привязкой. Прибалтийско-финская группа (на этих языках говорят финны, карелы, вепсы, эстонцы) и саамская (саамы) — занимают территорию на
На рисунке из статьи показано географическое расположение уралоязычных популяций. Цвет ареала языка на карте соответствует его цвету на панели групп языков на втором рисунке. На нем также изображено лингвистическое дерево, отражающее родство языков уральской семьи.

Географическое расположение уралоязычных популяций. Цвет на карте соответствует цвету группы языков на панели на следующем рисунке.

Разнообразие уральских языков и лингвистическое дерево их родства.
До сих пор генетические исследования уралоязычных популяций ограничивались анализом вариаций Y-хромосомы и митохондриальной ДНК (первые передаются по отцовской линии наследования, вторые — по материнской). В данной работе впервые была создана база генетических данных по всему геному (полногеномные данные), которые включали более чем 500 тысяч позиций. В эту базу вошли представители 15 уралоязычных популяций: финны, эстонцы, карелы, вепсы, саамы, мордва, мари, коми, удмурты, ханты, манси, венгры, селькупы, ненцы, нганасаны.
На следующем рисунке показано положение уралоязычных популяций в генетическом пространстве Евразии. Обозначенные цветными значками, они протянулись полосой слева направо, расположившись в соответствии с их географическим положением — с запада на восток. Эта картина привела авторов работы к выводу, что главным фактором генетического разнообразия уралоязычных популяций выступает география.

Уралоязычные популяции (цветные значки) в генетическом пространстве Евразии (прочие популяции — серые значки, форма соответствует региону на легенде), каждый значок — это один геном. Hun — венгры, Est — эстонцы, Fin — финны, Ing — ингерманландские финны, Kar — карелы, Vep — вепсы, SaK — саамы кольские, Mrd — мордва, Kom — коми, SaS — саамы шведские, Mar — марийцы, Udm — удмурты, Man — манси, Khn — ханты, Slk — селькупы, Nen — ненцы, Nga — нганасаны.
Затем исследователи применили еще один стандартный метод анализа, который раскладывает геномы на компоненты, полученные от предков. Этим методом у большинства уралоязычных популяций (за исключением венгров) был обнаружен общий генетический компонент, хотя и небольшой. Его происхождение ученые связывают с Западной Сибирью.
Генетический анализ продолжили поиском фрагментов общего происхождения в геномах разных людей. Если такие фрагменты обнаружены у людей из разных популяций, это доказывает, что у них был общий предок, а если в паре популяций обнаружено много таких общих фрагментов, это указывает на родство популяций. Выяснилось, что многие уралоязычные популяции по этому показателю ближе к другим уралоязычным популяциям, даже географически удаленным, чем к своим географическим соседям, говорящих на других языках.
Например, мари и удмурты оказались ближе к хантам и манси, живущим по другую сторону Урала, чем к соседним татарам, башкирам, чувашам. Финны и саамы показали большую общность с поволжскими мари, коми и удмуртами и даже с западносибирскими хантами и манси, чем с географически близкими шведами, латышами, литовцами, северными русскими. Хотя есть и исключения, к которым относятся венгры и мордовские народы.
Чтобы понять, как соотносятся лингвистические, географические и генетические данные для уралоязычных популяций, исследователи рассчитали корреляции между ними. Они взяли лексические расстояния между языками (рассчитываются лингвистами по доле общих слов специального списка стабильной лексики), географические расстояния между популяциями и, наконец, генетические расстояния между популяциями (служат мерой генетического сходства). Оказалось, что все эти типы данных связаны положительной корреляцией, что говорит об их взаимозависимости.
Найденный у уралоязычных популяций общий генетический компонент указывает на то, что их связывает и общая история. По-видимому, распространение уральских языков было связано с распространением генов, то есть с миграциями населения. Центр, откуда происходили мигрирующие группы, распространяющие язык, ученые помещают в Западную Сибирь. Таким образом, по их мнению, народы, входящие в уральскую языковую семью, связаны генетическими корнями западносибирского происхождения.
«Это третья из цикла совместных статей Эстонского биоцентра и российских ученых, — комментирует участник исследования, д.б.н., проф. РАН, зав. лаб. геномной географии Института общей генетики РАН Олег Балановский. — Первая была посвящена тюркоязычным народам, вторая — балто-славянским, и эта третья — уралоязычным. Во всех случаях было показано, что основную роль в формировании генофонда играет географический фактор, а лингвистическое родство отходит на второй план. В то же время, при тонком анализе для тюрков и для уралоязычных популяций удалось выявить в их генофонде общий компонент. Эту пусть маленькую, но реальную долю можно связывать с людьми, посредством которых распространялись эти языки».
«Но и для уралоязычных народов эта статья отвечает не на все вопросы, — продолжает Олег Балановский. — Остается неразрешенной тысячелетняя интрига — происхождение венгров, которые исторически и лингвистически являются потомками мадьяров — родственниками угров, завоевавших в IX веке территорию нынешней Венгрии. Однако генетически современные венгры неотличимы от своих географических соседей и не проявляют сходства с остальными уграми (хантами и манси). Возможно, генетический след угорского происхождения венгров удастся проследить с помощью древней ДНК — такие работы уже ведутся несколькими научными коллективами».
Источник:
Genes reveal traces of common recent demographic history for most of the Uralicspeaking populations
Kristiina Tambets, Bayazit Yunusbayev, Georgi Hudjashov, Anne-Mai Ilumäe, Siiri Rootsi, Terhi Honkola, Outi Vesakoski, Quentin Atkinson, Pontus Skoglund, Alena Kushniarevich, Sergey Litvinov, Maere Reidla, Ene Metspalu, Lehti Saag, Timo Rantanen, Monika Karmin, Jüri Parik, Sergey I. Zhadanov, Marina Gubina, Larisa D. Damba, Marina Bermisheva, Tuuli Reisberg, Khadizhat Dibirova, Irina Evseeva, Mari Nelis, Janis Klovins, Andres Metspalu, Tõnu Esko, Oleg Balanovsky, Elena Balanovska, Elza K. Khusnutdinova, Ludmila P. Osipova, Mikhail Voevoda, Richard Villems, Toomas Kivisild and Mait Metspalu
Genome Biology 2018 19:139 https://doi.org/10.1186/s13059-018-1522-1
Дополнительная информация:
Балановский Олег Павлович, д.б.н., проф. РАН, зав. лаб геномной географии Института общей генетики РАН, balanovsky@inbox.ru
Балановская Елена Владимировна, д.б.н., профессор, зав. лаб. популяционной генетики человека Медико-генетического научного центра, balanovska@mail.ru
Маркина Надежда, к.б.н., редактор сайта «Генофонд.рф», nadezda_markina@mail.ru
Боринская Светлана, д.б.н., пресс-секретарь Института общей генетики РАН, borinskaya@vigg.ru