Тюменские исследователи увидели прямую положительную связь между отношением работников к городу и их индивидуальной заработной платой, а также удовлетворенностью работников характеристиками городов. Исследование было выполнено при поддержке РФФИ. Полученные результаты можно интерпретировать как с точки зрения экономических теорий (локальных рынков труда, компенсационных различий в зарплате), так и с точки зрения концепции брендинга городов.
Эксперты отвечают, что в современном мире города конкурируют за множество ресурсов, в том числе и за наиболее квалифицированных и производительных работников. Сосредоточение работников с наибольшим запасом человеческого капитала в городах — один из важных факторов успешного экономического развития последних. «Именно занятые являются основными налогоплательщиками и заинтересованной стороной социальной и экономической политики, проводимой в городах, поэтому для ее успешной реализации и адресной направленности нужно понимать, какие именно характеристики города важны для привлечения или удержания в нем талантливых работников», — рассказала профессор кафедры экономики и финансов ТюмГУ Марина Гильтман.
Эксперты отмечают, что если в 2008 г. по ряду факторов Москва находилась на втором месте по привлекательности для мигрантов с высшим образованием, то в 2016 г. — уже только на десятом.
Ученые Тюмени выявили, какие именно факторы способны привлекать и удерживать работников в городах. Для этого они проверили связь между отношением занятых к городам и индивидуальными характеристиками респондентов, а также размером их индивидуальной заработной платы.
В опросах приняли участие занятое население в возрасте 20—64 лет (всего были опрошены 2520 респондентов), проживающих в УрФО (в Екатеринбурге, Тюмени, Кургане, Салехарде, Ханты-Мансийске и Челябинске). Этот регион был выбран неслучайно: во-первых, удалось охватить две региональные столицы (Тюмень и
Опрос занятых индивидов позволял делать выводы не только об отношении жителей к городу проживания, но о предпочтениях именно работников, что расширяло представления о значимых городских преимуществах (amenities) в теориях локальных рынков труда и компенсационных различий, которые рассматривают поведение работников, а не всех жителей. В ходе опроса респонденты оценивали свою удовлетворенность характеристиками тех городов, где они живут, работают.
«Удовлетворенность респондентов оказалась самой высокой по таким городским характеристикам, как красивые ландшафты и озеленение города, развитые архитектура и градостроительство, возможности для занятий активными хобби на природе. Здесь же назывались такие ответы, как развитые системы учреждений общего и профессионального образования, искусства, культуры и досуга, физической культуры и спорта, — рассказала Марина Гильтман.
Как оказалось, больше всего города проживания нравятся респондентам из Тюмени и Екатеринбурга — в этих городах доля тех, кто отметил, что город им безусловно нравится, составила 66,5 и 66,7% соответственно, в то время как в Челябинске этот ответ давал только каждый третий респондент, а в Кургане его вообще дали лишь 14,4%.
Анализ ответов показал наличие прямой связи между заработной платой и удовлетворенностью местом проживания респондента. В полученных результатах при неудовлетворенности какими-то характеристиками города, влияющими на условия жизни в целом, они могут быть компенсированы более высокой заработной платой для формирования положительного отношения к городу, отметили исследователи.
При этом большинство индивидуальных характеристик респондентов не были связаны с их отношением к городу (пол, возраст, наличие детей до 18 лет). Семейное положение, длительность проживания в городе и наличие высшего образования также оказались не столь важны для формирования отношения к городу.
Результаты исследования позволят рассуждать о том, какие именно недостатки города должны быть компенсированы с помощью заработной платы (со стороны работодателя), а какие — инструментами социальной политики со стороны местных органов управления для привлечения и удержания в городах талантливых работников / работников с высоким уровнем запаса человеческого капитала.